Ничего не происходит случайно. И Глубинная книга попала в руки каждого, кто прочитал ее до конца, не посчитав бредом, тоже не случайно. В.Пятибрат смог оформить все эти размышления над историческими событиями и сопоставления мифов, которые посещали многих, в стройную (или не совсем стройную) теорию. Когда между собственными размышлениями хорошо укладывались личные «догадки» автора ГК , тогда Пазл складывался и, заложенный в тексте смыл, находил в душе отклик. Когда я говорю, что теория «не совсем стройная», имею ввиду, некоторые исторические и фольклорные неточности. (Человек, даже талантливый, не может знать всего и может ошибаться.)
Хочу подкорректировать неточность, которая бросилась в глаза при прочтении ГК и восстановить историческую справедливость в отношении Нарта Батрадза (и других), которого Пятибрат приравнивает то к Магомеду, то к самому режущему колесу (!) . (Порой в Глубинной книге Колесом представлен и Сослан, что тоже в корне неверно.) Это не придирки. Это очень важно!
Нарты -герои древних эпических сказаний многих кавказских народов. Но я буду опираться на Осетинские, и начну с Трех Слез Бога, которые были пролиты по Батразу.
Итак, В.Пятибрат пишет в главе «Гибель Магомеда»:
Цитата:
Теперь там, в Стамбуле , Миша спит вечным сном после укуса Змея на горе Нексис, туда отвезли этого «орла, что печень клевал у прикованного», там его спрятали в подземный бункер. Над бункером плачущие асы руками рабов построили Софийский собор – усыпальницу. ? «…И подтащили его к Софийской гробнице, но снова не знали, как внести его туда. Когда несли его головой вперёд, он упирался в проём гробницы локтями, когда несли ногами вперёд – то ногами. ...И бог проронил над ним три слезы, только после этого зеды и дуаги внесли Батраза в Софийскую гробницу и положили его там. В том месте, где упали три божьих слезы, появились три святилища (мечети – усыпальницы Меча). Они были названы Таранджелос (таранивший город ангелов), Мыкалгабырта (Гроб Михаила беттыра – Гроб господен) и Реком. (Информация из «Нарты кадджытае» и варианта Вс. Миллера 1881 год.) Стамбульская София – усыпальница Михаила, здесь под собором спрятан «Магомет» («Магомет» – магический меч – Батраз). Копия усыпальницы была построена позднее в Астрахани («Астрахан» – убийца звёзд) в период позднейшего подъёма Византийской империи (где третья мечеть я пока не знаю)
Итак, автор ГК определяет
Мыкалгабырта в Стамбул, Таранджелос в Астрахань, а Реком – не знамо куда!Удивительно , но узнать, где находится Реком и две других «слезы», в наш век интернета, очень просто! Стоит только набрать эти названия в поисковике и откроются десятки ссылок. Первая из них
Реком. Он
находится в Цейском ущелье Северной Осетии. И это вовсе не мечеть, а осетинское святилище-Храм, которое было открыто русскими (и не только)исследователями-кавказоведами очень давно. Тот же Миллер, которого процитировал В.Пятибрат, описал записанную им (Миллером) легенду о том, как храм Реком построился здесь «сам собой».
Археолог Пчелина в 1936 году провела на территории Рекома раскопки, при которых было найдено более 11 тыс. предметов.
Многие из них датируются 1 тыс. д.н.э. Она же записала легенду, рассказанную местным долгожителем, в которой говорилось, что
«Реком подобен какому-то крылатому божеству-Змею (вариант —
огненному Дракону), который прилетает, садится в глубине ущелий и улетает вновь».
При последней реставрации-реконструкции Рекома, проведенной после произошедшего в 1995 году пожара, были допущены исторические неточности, навязанные «сверху». Об этом и о том, какой вид должен был иметь этот храм на самом деле, пишет в своей книге «Три слезы бога» Слава Джанаев- историк и художник, руководивший восстановлением Рекома . Пишет о Рекоме, о том как были найдены две другие «Слезы», по оставленным в Рекоме «символам -ключам», об АС-аланской идеологии, оставленной потомкам Нартиадой.
Слово АС при этом, озбозначает не лунных богов, а «сверхчеловеков» (из толкового словаря Ожегова: АС это 1. Выдающийся по летному и боевому мастерству лётчик. 2. перен., Большой мастер, отличный специалист. «Ас» своего дела или в своём деле.)
Кроме интересной легенды о прилетевшем со стороны Рачи (район в Грузии) Драконе, сам храм имеет интересный символический вид.
Вообще-то когда я впервые увидела Реком, мне вспомнились избушки волхвов с иллюстраций русских сказок. Такие деревянные храмы не характерны для Осетии.
Рисунок - реконструкция Джанаева:
Джанаев пишет:
Цитата:
«…храм?хранилище «Реком» представлял собой в плане квадратный сруб, ориентированный по сторонам света. Выделим основные формообразующие особенности святилища: первое — четыре, стоящих по углам столба (НОГИ); второе — двускатная, с далеко выступающими свесами, крыша (КРЫЛЬЯ); третье — шесть, высоко выдвигаемых, изящных, резных, змееподобных консолей (ГОЛОВЫ); четвертое — несоизмеримо большая, проходящая через все строение, резная балка (вырезанная символически в форме туловища фантастического животного с девятью сквозными сводами -ТЕЛО). …Перед нами неведомое, неизвестное до сих пор конструктивное, символическое изображение хранителя-«зоркого стража»-ДРАКОНА, того самого «бодрствующего дракона», который охраняет «золотое руно».
Фрагмент внутренней двери Рекома с символом Золотого руна. Когда-то эта дверь была входной.
А это внешняя дверь, ведущая в прируб. Над дверью три арки – три неба Асов. На нижней – крест Рекома.
Архивные фотографии показывают, что во время реставрации 1936 года, «лишние кресты» были сняты. И по этим фотографиям Джанаев делает вывод, что пристройка, сделанная к основному помещению, была сделана специально древними мудрецами, во времена угасания идеологии Нартов. И три креста «неровно» прибитых над дверью прируба –не ошибка,а карта, указывающая на расположение двух других слез бога – Таранджелоса и Мыкалгабырта.
Дверь в прируб, до реставрации 1936г.:
Цитата:
«… прежде, чем уйти, Нарты оставляют для будущих, стремящихся к возрождению, потомков учение-Нартиаду, а в сердце «Мировой Горы» зашифровывают в культовых сооружениях систему постижения древних знаний: Батраз «погибает», но оставляет для потомков «Три Слезы Бога» — три ступени постижения знаний: «Реком» — «Таранджелос» — «Мыкалгабырт?»…
Погибает Мистерия Асов. Но, поддерживая предсказание Нартов о будущем возрождении «славы Нартов», последние из Мистерии Асов передают «эстафетой» потомкам ключи к познанию древней идеологии: учение-Нартиаду и знаки-символы, зашифрованные в культовых сооружениях и обрядах…
…последние хранители из Мистерии Асов, предвидя будущие события -забвение сакральных знаний, навязывание чужеродных религий и будущее возрождение идеологии Асов (В Нартиаде есть предсказание о возвращении Нартов во времена Белого Медведя.), оставляют-сохраняют знания в символах существующих культовых сооружений, а уничтоженные или полуразрушенные и недоступные [временно] для восстановления переносят под «крышу» сохранившихся»
И Реком хранил (на то он и хранитель) свою тайну трехступенчатого постижения Знаний до последних времен «Белого Медведя» - времен тесной связи Кавказа и России. Вывод о том, что кресты указывают на расположение двух других «слез», был сделан на основании того, что несколько лет назад, в соседнем с Цейским ущельем урочище Мецыком, на берегу реки Сидандон были найдены останки сгоревшего когда-то храма Мыкалгабырта.
( Обратите внимание -все реки в Осетии имеют окончание -дон. Дон по осетински - «вода». Так что отнесение Донбеттыров к казакам и скифам, как к племенам, живущим на реке Дон, не верно. Скорее, Донбеттыры, это водные богатыри, те самые, что «выходят на берег морской». От браков с представителями подводного царства - ДонБеттыров, происходят многие Нарты.)
Судя по указателям-крестам, в параллельном Мецыкому урочище, где протекает река Уилсадон, должна была бы находиться и третья «Слеза». При обследовании берега Уилсадон, Джанаев находит руины многочисленных строений и определяет их, как поселение- гарнизон, относящееся к Таранджелосу. Однако о том, что найден крест-символ Таранджелоса, подобно тому, как это случилось с Мыкалгабырта, речи пока нет. По крайней мере, в книге Джанаева нет такой информации.
Подробно обо всем этом можно прочесть в книге «Три слезы бога». Там же можно узнать, что такое «Сослан» и «Батраз» в идеологии Асов. Книга, вышла тиражом 1000 экз., и ее уже практически невозможно встретить на книжных прилавках - всё раскупили. Но в интернете она есть:
http://osetins.com/trislezyboga/index.htmЯ же хочу дополнить эту историю.
Цейское ущелье, в котором расположена «Первая Слеза», – известное, заезженное туристами место. Там много турбаз и к Рекому, как к экзотическому объекту, не зарастает народная тропа. Два других ущелья – урочища не так доступны, для туристов, как Цейское. Да и нет там ничего, ради чего стоило бы мучаться. Мне же после прочтения книги захотелось попробовать найти хотя бы фундаменты древних храмов. Предварительно, я решила «просканировать» местность в программе «Гугл-Планета Земля». «Прошлась» по ущелью и… вот что я увидела:
на склоне отчетливо была видна была площадь. Не то в форме рыбы, не то в форме копья. Одна сторона этой площади, размером 70м в длину и 15м в ширину, напоминала копьеобразный конец креста Таранджелоса. Внизу, у реки, просматривалась руна в виде «Ж» или трезубца (или падающей птицы), направленная пендикулярно площади. Выше по реке еще что-то странное. Может, это «что-то» и природного происхождения. Но на карте видно, что белая полоска реки прерывается и проходит под этим «что-то».
(В программе Планета Земля набрать "Бурон". Это поселок, от которого дорога идет вверх по Цейскому ущелью к Рекому. Ниже в южном направлении два других ущелья, где находятся другие "слезы". Координаты площадки-копья 42гр45мин16сек С; 43гр57мин41сек В.)
Одним словом , я была заинтригована и в один из майских выходных, в составе трех человек мы отправились в урочище Уилсадон.
На въезде (вернее на входе, т.к. проехать по ущелью никак нельзя) в урочище стоял щит с надписью: «Заповедник. Вход запрещен. Штраф 1000 рублей». О том, что это Заповедник, я прочитала еще дома в туристическом справочнике, в котором «радостным голосом» сообщалось, что на его территории «вы можете встретить лису, волка, медведя, тура…». Этот факт очень напрягал.
На машине мы переехали реку, т.к. «комплекс» - предположительно -«Таранджелос», располагался на левом берегу Уилсадон. До него (по карте) ходу 2 км. По склонам идти практически невозможно из-за крутости рельефа и из-за того, что эти склоны сильно заросли лесом. Ситуация на месте сильно отличалась от карты, сделанной со спутника в 2007 году. Кроме того компьютерная программа не смогла передать характер рельефа, что он из себя представляет на самом деле, на мониторе все выглядело гораздо проще.
В общем, выход был один – двигаться по руслу горной реки. Подниматься по камням легче, чем спускаться, и через полтора часа мы подошли близко к заветному месту. А дальше, как в сериале первого канала «Искатели»… Серия заканчивается тем, что «нам еще только предстоит разгадать эти загадки»… У того места, где Уилсадон разделялся на два рукава, наш путь закончился.
Площадка-копье по прикидкам, находилась где-то справа вверху. Чтобы лезть наверх, нужна была, как минимум лопата – копать ступеньки в крутом рельефе холма. (Нет, все-таки Нарты определенно умели летать!…) Кроме того шел дождь, было не очень тепло и скользко на камнях (да и медведь не шел из головы). Пришлось возвращаться. Чтобы повторить попытку, нужно организовать серьезную экспедицию с привлечением альпинистов.
Спустившись вниз, мы нашли руины цардаков, о которых писал Джанаев, они располагались на единственно ровном и открытом участке в самом начале урочища.
Снизу еще раз сфотографировала места, до которых мы не добрались. С крутого склона, издалека, на нас грустно смотрела морда какого-то "зверя". На голове у него виднен фундамент постройки.
(и все-таки Нарты летали, иначе как туда еще добраться!?)
Остатки строений просматриваются на фотографиях спутника по всему берегу Уилсадон, до самой вершины.
Интересная деталь. Если прочертить линию по направлению площадки-копья, то (с небольшой натяжкой, учитывая очень крутой горный рельеф) мы попадем в Реком. А если соединить три объекта : храм Реком – фундамент Мыкалгабырта - площадку Таранджелос, то получим равнобедренный треугольник, который указывает (быть может) в район черноморского побережья, возможно в бухту Геленджика?
Пятибрат определяет Софийский склеп в Стамбул, учитывая, что там находится Православный храм, посвященный Софии – небесной Мудрости. Снова ошибка - в Нартиаде имеется ввиду совсем другое. Небесный Сафа, покровитель домашнего очага, семьи, создатель надочажной цепи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%F4%E0Может София-Мудрость и Сафа у осетин и однокоренные слова, но склеп, в котором находится Батраз, никак не византийский храм в Стамбуле.
Вот что думает об этом Джанаев:
Цитата:
«Батраз» — символ высших, сверхчувственных знаний, «уходит-затаивается» в «Мировой Горе» (склеп — символ «Мировой Горы»), но прежде, чем «уйти», он думает о будущих, устремленных к возрождению «славы Нартов» поколениях, и поэтому «требует от Бога пролить на его [Батраза] «грудь» (за «грудью» должна пониматься «Мировая Гора»-Боковой Кавказский хребет — последнее пристанище знаний «Батраз») три «слезы Бога»-три святилища: «Реком», «Таранджелос», «Мыкалгабырта» — три ступени постижения знаний «Батраз»
Из Глубинной книги:
Цитата:
«Артур – Батраз, рубил нартов своим Режущим Колесом и никаким оружием нельзя его было сразить… Теперь там, в Стамбуле (Асгарде – Царьграде), Миша спит вечным сном после укуса Змея на горе Нексис, туда отвезли этого «орла, что печень клевал у прикованного», там его спрятали в подземный бункер. Над бункером плачущие асы руками рабов построили Софийский собор – усыпальницу….»
-ужас! каша какая-то, не соответствующая смыслу Нартиады, такая каша бывает, когда за один день просмотришь восемь сериалов по всем каналам.
Здесь, на Кавказе море глубинной не расшифрованной информации, жаль сразу обо всем не расскажешь. Да и «Три слезы» только-только приоткрыли завесу своей тайны. Топонимика мест и названия святилищ имеет несколько вариантов «перевода». Доподлинно не известен смысл формы крестов, хотя есть кое-какие догадки. А от Нартиады просто дух захватывает.
Хотелось бы , чтобы и автор ГК узнал об этих деталях и сложил свой пазл немного по другому.
Да, кстати, читателям ГК будет интересно узнать, что название «Осетины» дали осетинам грузины, они называли их «Оси», «Овси», а самоназвание народа -«ИР» (смешное совпадение). В Нартиаде звучит: «Мы были с древности с именем Ирон» (ир-он: принадлежность к Ир. Осетия на осетинском: Иристон, земля Иров, как на севере Ирландия, а на востоке, возможно СибИрь?)
"Нарты", языковед Абаев переводит как, "на огне", учитывая, что Арт - огонь по осетински. (ну а по английски, сами знаете что) Еще интересно, что Нард (с твердым "д") переводится, как гром, шум, гул. (Ну знаете - игра в Нарды? В шумные такие "летающие диски")
Есть у меня соображения, что Нарты уже давно "вернулись", учитывая,
ЧТО у нас тут периодически летает за окном. Только летать они научились безшумно.